Актуальные решения

Ваших задач

Налоги и сборы при продаже авиабилетов в США

Фрайман А.Б.
 
При продаже авиаперевозок в США действует система разнообразных налогов и сборов. Если иностранная компания летит в США, то она должна взимать с пассажиров налоги и сборы, принятые в США. Если же американская авиакомпания выполняет полет за рубеж, то она должна оплачивать налоги и сборы в пользу других государств. 
Настоящий обзор включает две части:
- (I) какие собираются налоги и сборы при продаже авиабилетов в США? 
- (II) как расходуются собранные средства?
Однако первоначально естественно возникает общий вопрос - зачем вообще нужна система налогов и сборов с пассажиров? Какой смысл и цели она преследует?
 
Зачем нужна система налогов и сборов?
 
           Смысл системы взимания налогов и сборов с пассажиров заключается в том, чтобы:
  • обеспечить самофинансирование авиационной инфраструктуры,
  • обеспечить адресность платежей всем элементам инфраструктуры,
  • пассажиры могли видеть в билете, какие платежи установлены не авиакомпаниями, а на государственном уровне.
      Если такой системы не будет, то содержать авиационную инфраструктуру должно государство из государственного бюджета. В принципе это возможно, но это значит, что вопросы финансирования авиационной инфраструктуры будут решать политики при распределении гос-бюджета. И каждый год эти решения могут быть разными в зависимости от текущих приоритетов. Авиакомпаниям нужно будет постоянно лоббировать «свои» интересы в Конгрессе, чтобы «выбивать» из гос-бюджета средства для поддержания и развития авиационной инфраструктуры.
Авиакомпании США стремятся ослабить свою зависимость от политиков и от гос-бюджета. Для этого они создали систему «самофинансирования», чтобы четко понимать – какие элементы инфраструктуры (аэропорты, УВД) они могут оплачивать совместно. 
Система налогов и сборов в США отработана годами. Однако даже эта система реализована не на 100%, так как четверть всех инвестиций поступают из федерального бюджета. Поэтому зависимость авиакомпаний от политиков имеется, но не такая сильная. В этом главный смысл построенной и годами выверенной системы налогов и сборов в США. Созданная система представляется ее участникам «справедливой», так как каждый билет вносит небольшой, но равный взнос в коллективную систему финансирования.
Конечно важно, чтобы собранные средства эффективно использовались для развития авиационной инфраструктуры. Важно, чтобы коллективная система финансирования заканчивалась системой управления общими ресурсами в интересах всех ее участников. Это подразумевает некую систему централизованного развития инфраструктуры, которая имеет место быть в США. Этому посвящена вторая часть обзора
 
Типы федеральных налогов и сборов в США
 
В США распространены 7 основных типов налогов и сборов по пассажирским перевозкам (TAXES, FEES, and CHARGES) на федеральном уровне. Эти типы налогов и сборов устанавливаются Конгрессом США и доводятся до Федерального Правительства. Далее решения Правительства доводятся до заинтересованных сторон (авиакомпаний, аэропортов, агентств) в виде указаний и правил применения. 
Каждому типу налога и сбора присваивается 2-х буквенный код, под которым он печатается в билете, см. таблицу. Для этого эти налоги, сборы и правила их применения регистрируются в ATPCO и далее во всех системах резервирования и ARC. Все налоги и сборы автоматически печатаются в билетах. 
В таблице указаны коды налогов и сборов, а также категории пассажиров, с которых они взимаются. Всего указаны 2 налога на ВВЛ (US1 и ZP) , 1 налог (US2) и 3 сбора (YC, XY, XA) на МВЛ, а также 1 сбор (AY) на всех авиалиниях ВВЛ и МВЛ. Один сбор XF – не имеет федерального статуса, и будет рассмотрен отдельно.
Единственный налог US1 взимается в процентах 7.5% с базового тарифа только на ВВЛ, все остальные налоги и сборы имеют постояное значение. 
YQ или YR, так называемый «топливный сбор», используются для доплат к базовым тарифам на рейсах МВЛ. Это не налоги и не сборы, хотя указываются в билетах. Значения YQ и YR устанавливаются самими авиакомпаниями и остаются в авиакомпаниях. На ВВЛ США такие доплаты отсутствуют. А на международных линиях использование механизма доплат – широко распространенный трюк авиакомпаний для уменьшения комиссии агентам. Такой же трюк ряд авиакомпаний проделывают с бонусными билетами, требуя с пассажиров доплату YQ/YR.
       Примечание. В России, в отличие от США, доплаты YQ и YR используются и на ВВЛ.
В международных билетах также указываются налоги и сборы других стран, которые регистрируются в ATPCO и печатаются в билетах. Ответственность за это лежит на иностранных авиакомпаниях, которые выполняют рейсы в США.
Собранные авиакомпаниями средства налогов и сборов переводятся на назначенные банковские счета Получателей. Оплаты бывают дважды в месяц, ежемесячными и ежеквартальными согласно установленным правилам. По данным Ассоциации А4А в среднем на билете налоги и сборы составляют порядка $60. 
Кроме пассажирских авиабилетов налоги и сборы взимаются:
- за грузовые перевозки,
- за использование терминалов PFС,
- за топливо, PETRO TAX, на защиту окружающей среды,
- за инспекцию бортов самолетов департаментом сельского хозяйства (APHIS),
- «пролетные» пошлины с иностранных авиакомпаний за «пролет» над территорией США.
Далее подробнее рассмотрим каждый вид федеральных налогов и сборов, применяемых в США. В Таблице приведены наименования налогов и сборов, их значения, цели использования, а также конечные получатели собираемых средств.
 

Тип

Код АВЛ

Значение

Наименование

Условия. Периодичность

Цель

Получатель

Налоги, Taxes

US1 ВВЛ

7,5% от базового тарифа ВВЛ

Налог с билета ВВЛ,                                 US Ticket TAX

Только ВВЛ.       Оплата ежемесячно

Содержание и развитие инфраструктуры авиаиндустрии США,  интеграционные проекты

Авиакомпании оплачивают в "Electronic Federal TAX Payment System".                              Средства поступают в  "Airport and Airway Trust Fund"
 

ZP ВВЛ

$3.90 с перелета ВВЛ

Налог с перелета ВВЛ,             US Flight Segment TAX

Только ВВЛ.       Оплата ежемесячно

US2 МВЛ

$17.20 c международного пассажира на всех авиакомпаниях, отправки/прибытие

720 TAX                                Налог с прибытия  и отправления на МВЛ,           US International Departure/Arrival TAX

Только МВЛ.        Оплата дважды в месяц

Сборы,  Fees

AY ВВЛ МВЛ

$2.50 c отправленного пассажира.

Сборы для службы безопасности в аэропортах США,              US Security Service Fee

Не более 2-х сборов $5.00 за билет OW и $10 RT. Ежемесячно

Содержание инспекторов в аэропортах за обслуживание пассажиров

Служба безопасности на транспорте,          US  TSA

YC МВЛ

$5.50 с прибывающего пассажира МВЛ.

Таможенный сбор США                 US Customs Fee Inspection

Только МВЛ.                Кроме дипломатов, экипажей и интерлайн пассажиров. Оплата ежеквартально

Таможенный Комитет и имиграционная служба,             US Custom and Border Protection

XY МВЛ

$7.00 с прибывающего пассажира МВЛ.

Сбор Иммиграцион-ной Инспекции,                                US Immigration Fee

XA МВЛ

$5.00 с прибывающего пассажира МВЛ.

Сбор сельхозяйст-венной инспекции, Agricultural Inspect. Fee

Инспекция,  USDA, APHIS

Аэропор-товые сборы, PFC

XF ВВЛ  МВЛ

$1.00, $2.00, $3.00, $4.00 или $4.50 c пассажира на всех авиалиниях

Сбор за использование и развитие аэропорта, Passenger Facility Charges

От $1.00 до $4.50 за отправленного пассажира. Ежемесячно

Инвестиции на развитие терминалов аэропортов

Аэропорты,         Port Authorities

Доплаты к тарифу

YQ/YR  МВЛ

Топливный сбор или доплата авиакомпании к тарифу на МВЛ

Доплата устанавливается авиакомпанией,             Carrier-Imposed Surcharge, International

Не более $650 в одну сторону на МВЛ

Доплата к тарифу. Остается в авиакомпании

Авиакомпании

 
 
Федеральные сборы
 
В США используются 4 типа федеральных сборов – YC, XY, XA, AY. Каждый из них одобрен решением Конгресса и имеет свое назначение. Сборы обеспечивают финансирование различных служб, которые обслуживают пассажиров в аэропортах. Получателями федеральных сборов от авиакомпаний являются соответствующие федеральные органы (службы) США.
 
YC – таможенный сбор $5.50, взимается с каждого прибывающего в США пассажира на МВЛ всех авиакомпаний – американских и иностранных. Сбор предназначен для оплаты инспекторов таможенной службы аэропортов.
 
XY – имиграционный сбор $7.00, также взимается с каждого прибывающего в США пассажира на МВЛ всех авиакомпаний. Сбор предназначен для оплаты инспекторов имиграционной службы аэропортов (паспортный контроль).
Оплата обоих сборов YC и XY производится на один адрес – «US Custom and Border Protection», представляющий таможенную и имиграционную службы США. 
 
XA – сбор $5.00 для сельскохозяйственной инспекции в аэропортах, взимается с каждого прибывающего пассажира на МВЛ всех авиакомпаний. Инспекторы проверяют животных и растения, которые завозятся пассажирами на территорию США. Оплата производится в адрес Инспекции USDA (US Department of Agriculture), программа APHIS (Animal & Plant Health Inspection Service).
Авиакомпании США и иностранные авиакомпании должны оплачивать эти 3 сбора ежеквартально. Сборы взимаются со всех прибывающих МВЛ пассажиров, за исключением дипломатов, интерлайн пассажиров и экипажей. Величины сборов фиксируются на момент продажи билета, а не на момент перевозки.
 
AY – сборы $2.50 для службы безопасности в аэропортах США, взимаются с каждого отправленного пассажира на ВВЛ и МВЛ. Максимально $5 с билета в одну сторону и $10 с билета в обе стороны в случае движения с пересадками. Если пассажир летит бесплатно (служебный), то сбор AY не взимается. Однако, если пассажир летит по «бонусной» программе, то сбор взимается
Оплата производится авиакомпаниями ежемесячно в адрес службы безопасности на транспорте (Transport Security Administration, TSA). Эта служба создана Конгрессом США после трагедии 11.09.2001.
Все 4 указанных в данном разделе федеральных сбора являются адресными и используются для самофинансирования государственных служб, работающих в интересах авиаиндустрии. Авиакомпании и аэропорты собранные средства не используют для собственного развития. Другая картина имеет место с федеральными налогами.
 
Федеральные налоги (TAX)
 
В США используются 3 основных типа федеральных налогов: US1, ZP и US2. Эти налоги представляют основные суммы, взимаемые с каждого пассажира. Каждый из налогов одобрен решением Конгресса. Налоги зарегистрированы в Федеральном Регистре (Federal Register). Первые 2 налога относятся к внутренним авиалиниям, а 3-й – к международным:
 
US1 – налог 7,5% от базового тарифа, взимается с каждого билета на ВВЛ (Domestic Ticket TAX). Это единственный налог, который применяется в процентах. Отметим, что надбавки к тарифам YQ и YR на внутренних линиях США не применяются. При среднем тарифе $374 на внутренних линиях налог US1 составляет $28 с билета.
 
ZP – налог $3.90 взимается с каждого перелета на  ВВЛ (Flight Segment TAX). Три примечания к этому налогу:
  • налог уточняется ежегодно с учетом инфляции. Например, в 2011 году он был $3.70,
  • если билет бесплатный, то налог ZP все равно взимается с каждого участка,
  • налог не берется с субсидированных пассажиров программы EAS (Rural Segments are Exempted). Это льгота предоставлена для субсидирования местных пассажиров EAS.
 
US2 или “720 TAX” – налог $17.20 взимается с каждого отправленного и прибывшего в США пассажира на МВЛ (International Departure/Arrival TAX). Другое название этого налога – «Use of International Air Facilities TAX». Это единственный налог с пассажиров на МВЛ. Если пассажир имеет OW билет в одну сторону из США, то он платит налог $17.20. Если пассажир имеет OW билет и прибывает в США, то он тоже платит $17.20. Если же пассажир имеет RT билет в обе стороны на МВЛ, то он платит $34.40. Этот налог взимается с пассажиров всех авиакомпаний – американских и иностранных, выполняющих МВЛ полеты из/в США. 
 
Так как значения налогов периодически меняются Конгрессом, то они начисляются по дате продажи билета, а не по дате перевозки пассажира. Авиакомпании ежемесячно оплачивают налоги US1, ZP и US2 на единый счет "Electronic Federal TAX Payment System". Далее, собранные налоги поступают в федеральный трастовый фонд AATF («Airport and Airway Trust Fund»), с которого финансируются общеотраслевые проекты. 
 
Сборы за пользование пассажирским терминалом в аэропортах (PFC)
 
Коммерческие аэропорты имеют право на получение сборов с пассажиров за пользование терминалами в аэропортах – XF (Passenger Facility Charges) не федерального уровня. По решению Конгресса сбор XF может быть равен $1.00, или $2.00, или $3.00, или $4.00 или $4.50 для конкретного аэропорта. Этот сбор взимается с каждого отправленного пассажира на внутренних и международных линиях. Решение о величине сбора за конкретный аэропорт согласовывается с FAA.
            Авиакомпании оплачивают сборы XF в каждый аэропорт, в который выполняют полеты. Аэропорты инвестируют эти сборы непосредственно в проекты для развития своего аэропорта. Проекты должны быть согласованы с FAA и направлены на повышение безопасности, улучшение охраны, развитие конкуренции авиакомпаний, улучшения уровня сервиса пассажиров, уменьшения шума. Величина сбора утверждается DOT в зависимости от предложенных аэропортом проектов и требуемых инвестиций.
DOT доводит до аэропорта, а аэропорт до американских и иностранных авиакомпаний информацию по этому сбору с указанием значения сбора и всех процедур. 
Имеются противопоказания к взиманию этого сбора с некоторых категорий пассажиров, в частности с субсидированных пассажиров по программе EAS. 
Собранные аэропортом средства не рассматриваются как доходы аэропорта. И эти средства не должны влиять на цены за обслуживание авиакомпаний в аэропорту.
 
Заключение. Налоги различаются на ВВЛ и МВЛ, но не различаются для американских и иностранных авиакомпаний, а также не зависят от гражданства пассажиров. Все средства от налогов за внутренние US1, ZP и международные перевозки пассажиров US2 собираются на едином счете Федерального Фонда AATF (Airport and Airway Trust Fund). Эти средства составляют финансовую базу для самофинансирования авиационной инфраструктуры. Далее рассмотрим действующую в США систему расходования собранных средств для инвестирования аэропортов.
 
Система инвестирования в аэропорты
 
Инвестиции в сеть аэропортов США на федеральном уровне поступают через Программу Инвестирования Аэропортов AIP (Airport Improvement Program). Средства для этой программы поступают через  федеральный фонд – AATF («Airport and Airway Trust Fund»), созданный по решению Конгресса для этих целей в 1970 году. Средства в Фонд AATF поступают из следующих источников:
- 70.1% - налоги US1 и ZP с билетов ВВЛ,
- 21.7% - налоги US2 с билетов МВЛ, отправление & прибытие,
- 4.2%   - налоги от расходов на авиационное топливо,
- 4.0%   - прочие.
Накапливаемые в фонде AATF средства расходуются под управлением FAА на следующие нужды: 
- программа инвестиций в развитие аэропортов AIP,
- программа инвестиций в развитие системы УВД, 
- оплата текущих расходов УВД и Инспекций Безопасности (финансируется также 
   из Федерального Бюджета),
- программа исследований и разработок в области безопасности и УВД,
а также расходуются под управлением DOT на:
- программу субсидий авиакомпаний EAS (Essential Air Services) для полетов в 
              труднодоступные и сельские районы.
Кроме этого дополнительные ассигнования, авторизированые из Федерального Бюджета США, поступают из Казны на счет FAA. Например, в 2012 году Федеральный Фонд AATF обеспечил 71.4% общих расходов FAA, остальное финансировалось из федерального бюджета (General Fund).
Средства, собранные через программу AIP, инвестируются в развитие аэропортов, включенных в «Национальный План Интегрированой Системы Аэропортов» – NPIAS (National Plan Integrated Airport System, Title 49 of the US Code). Этот федеральный План включает конкретные проекты по развитию аэропортов, важных для населения страны. Для того, чтобы попасть в федеральную программу NPIAS каждый проект должен быть профессионально разработан в соответствии с принятыми стандартами, а также оценены затраты на его реализацию. Проекты должны быть направлены на обеспечение безопасности, эффективности и интегрированности в единую авиатранспортную систему страны. Например, инвестиции могут предназначаться для развития ВПП и рулежных дорожек, системы освещения ВПП, развития подъездных дорог, средств пожарной безопасности, системы охранной сигнализации, снегоуборочной техники, системы УВД, охраны окружающей среды, планов НИОКР и т.д.. 
Проекты должны быть согласованы с Мин. Обороны и Почтовой Службой США. 
Согласно законодательству при разработке NPIAS следует исходить не только из требований самого аэропорта, но и из общеотраслевых требований:
- других аэропортов для интеграции в единую авиатранспортную систему,
- из прогнозируемого уровня технологий,
- требований защиты окружающей среды,
- требований Правительства и авиационного сообщества,
- учитывать возможности использования военных аэропортов для ГА.
В рамках программы AIP имеется специальная подпрограмма MАP (Military Airport Program). Эта подпрограмма направлена на развитие:
- аэропортов совместного базирования и использования с ВВС,
- военных аэропортов после конверсии в гражданские.
Отметим, что факт включения в NPIAS проекта по какому-либо аэропорту не означает автоматическое получение финансирования из AIP. Справедливо обратное, федеральное финансирование через AIP невозможно для проектов, не включенных в NPIAS. Решение об объеме финансирования конкретных проектов в NPIAS из средств AIP, принимает FAA. Проекты, включенные в NPIAS могут получить через AIP не полное федеральное финансирование. Остальное дофинансирование может производиться  через:
- фонды штатов, 
- местные фонды,
- за счет не федеральных сборов PFC,
- фонды Министерства Обороны MAP (Military Airport Program),
- частные инвестиции.
В США действует централизованная система пятилетнего планирования развития аэропортов - NPIAS. Программа NPIAS разрабатывается и уточняется каждые 2 года на пять лет вперед. Ответственность за Программу NPIAS лежит на FAA, “Office of Airport Planning and Programming”. Например, в 2012 году составлена программа на 2013-2017 гг.
Имеется также возможность блокирования программы инвестиций на уровне штата. То есть все инвестиции с федерального уровня поступают на уровень штата и далее уже губернатор распоряжается всеми средствами для развития аэропортов. Таких штатов – 9, которые блокируют инвестиции и FAA не «вмешивается» в распределение инвестиций между аэропортами данных штатов.
Для того, чтобы понять, какие типы аэропортов и в каком количестве могут быть включены в NPIAS для финансирования на федеральном уровне, следует исходить из действующей системы классификации аэропортов в США.
 
Классификация аэропортов в США
 
Всего в стране более 19 тыс аэропортов, включая вертолетные и водные площадки. Из них 3330 коммерческих аэропортов потенциально могут быть включены в NPIAS. Это аэропорты - общественно доступные населению страны и потому имеющие право на федеральное финансирование через AIP. 
Остальные 16 тысяч аэропортов являются частными. Хозяева этих аэропортов используют их только для собственных нужд. Поэтому частные  аэропорты не   претендуют на государственное финансирование.
В группе из 3330 коммерческих аэропортов, включенных в NPIAS, различают две подгруппы:
- 2952 аэропортов “общего назначения” (General Aviation Airports). Эти аэропорты выполняют важные социальные потребности населения и удовлетворяют требованиям:
      - не обеспечивают регулярных полетов по расписанию или
      - обеспечивают регулярные полеты, но перевозят до 10,000 пассажиров в год.
- 378 основных коммерческих аэропортов страны (primary airports), которые, как правило, находятся в государственной собственности, обеспечивают регулярные полеты по расписанию и объемы отправок превышают 10,000 пассажиров в год.
Аэропорты «общего назначения» в количестве 2952 выполняют важные функции (аналог ПАНХ): авиация скорой медицинской помощи; сельхоз-авиация; почтовые перевозки и экспрес доставка; грузовые рейсы; полеты в труднодоступные пункты (программа EAS); воздушные такси; туризм; бизнес авиация; обучение пилотов; полеты частных самолетов; чартерные полеты; полеты в чрезвычайных ситуациях, полиция и службы национальной безопасности; пожарная авиация; охрана границ; обеспечение добычи полезных ископаемых; обслуживание лесного хозяйства; хранение самолетов и др
 
Заключение. Итак, все аэропорты общественного пользования (public use) потенциально включены в федеральную программу развития аэропортов - NPIAS (National Plan Integrated Airport System). Эти аэропорты, как правило, находятся в государственной собственности. Программа NPIAS делает акцент не просто на развитие отдельных аэропортов, а именно на поддержку единой интегрированной сети аэропортов, значимых для национальной авиатранспортной системы страны. 
Программа оценивает необходимые капитальные вложения в развитие инфраструктуры аэропортов. Финансирование программы NPIAS производится через фонд AATF (Airport and Airway Trust Fund), который накапливает средства от налогов со всех пассажирских билетов на внутренних и международных линиях. Формируемый постоянно таким образом фонд AATF обеспечивает инвестирование аэропортов NPIAS на 70%, и только на 30% из федерального бюджета. То есть по сути фонд обеспечивает режим самофинансирования развития инфраструктуры отрасли. Централизованное управление программой NPIAS осуществляет FAA на основе составления пятилетних планов развития, которые корректируются каждые два года. 
Фонд AATF включает также финансирование полетов в труднодоступные пункты страны в рамках федеральной программы субсидирования авиакомпаний EAS – «Essential Aviation Service», которая регулируется Министерством Транспорта DOT. Заметим, что программа EAS частично, в размере $50 млн, финансируется из «пролетного» фонда.
Контакты