А.Б. Фрайман
25 лет назад Аэрофлот был большим. Многие хорошо это помнят. Имя «Аэрофлот» было присвоено Гражданской Авиации СССР еще в 1932 году. До 1991 года каждый работник гражданской авиации был работником Аэрофлота. А в 1979 году Указом Президиума Верховного Совета СССР был установлен "День Аэрофлота" - 9 февраля, который недавно отметили ветераны и работники отрасли.
До 1991 года советскийАэрофлот выполнял все рейсы внутри страны. И за рубеж. Внутренние рейсы нумеровались 4-мя цифрами, буквенные коды не использовались. Почему? Да потому что все рейсы выполнялись одной авиакомпанией – Аэрофлотом. Другой авиакомпании просто не было, хотя перевозчиков было достаточно много.Все самолеты были окрашены одинаково с логотипом Аэрофлота, все работники отрасли носили единую форму одежды.
Рейсы Аэрофлота накрывали всю страну и представляли Единую Авиатраспортную Систему (ЕАТС). Пасссажиры могли купить билеты на любые рейсыи следовать с пересадками по всей стране с одним билетом. Интерланов между перевозчиками не было, потому что все перевозчики были подразделениями единого Аэрофлота.
Гражданская авиация включала всех перевозчиков и аэропорты на всей территории страны. И агентства по продаже билетов, которые тоже были ведомственными.А также отраслевые научно-исследовательскиеи учебныезаведения.
Кстати большой Аэрофлот прославился командой КВН из Рижского Института ГВФ с капитаном Ю. Радзиевским, которая стала чемпионом Союза.
Большой Аэрофлот был крупнейшей авиакомпанией мира, впервые превысившей планку в 100 млн пассажиров. Объем авиаперевозок на территории России в 1991 году превысил 90 млн пассажиров, в том числе на внутренних авиалиниях было перевезено порядка 65 млн пассажиров.
Для работников гражданской авиации был также учрежден нагрудный знак «Отличник Аэрофлота», который в 1993 году переименовали в знак «Отличник Воздушного Транспорта». Это логично, так как Аэрофлот стал лишь одной из авиакомпаний и перестал представлять всю отрасль.
С праздником Гражданской Авиации!
Парадоксально, но в 1992 году авиакомпания Аэрофлот в числе первых выделилась из «большого Аэрофлота», также как Россия выделилась из СССР и страна распалась. Ведь все самолеты принадлежали Аэрофлоту и казалось, что все перевозчики могли остаться в большом Аэрофлоте. Но этого не произошло. МГА было расформировано и большой Аэрофлот распался на множество осколков. Однако традиции сохранились.
9 февраля 2015 года руководство отрасли по традиции поздравило работников гражданской авиации с профессиональным праздником.
____________________________________________________________________________________
Вставка 1.
Из поздравления г-на А. Нерадько:
« ... Прошедший 2014 год стал для нашей отрасли годом исторических результатов и высоких достижений. Авиапредприятия и организации воздушного транспорта своими трудовыми показателями внесли достойный вклад в дальнейшее развитие отечественной транспортной отрасли. Российские авиакомпании перевезли более 90 миллионов человек, превысив показатели далекого 1991 года ...»
Поздравление написано с высоким чувством самоиронии. В 2014 году, то есть через 23 года, опять достигнут уровень 1991 года. Это действительно «исторический» результат в буквальном смысле слова. Назвать это «высоким достижением» можно при желании поздравить только ветеранов отрасли. Приведенные факты взывают не к гордости, а к проведению профессионального расследования трагического состояния отрасли, которой потребовалось аж 23 года чтобы восстановить объем перевозок. Для примера авиаперевозки в США за 30 лет утроились, а в Китае в 1990 году были в 5 раз ниже, а теперь в 5 раз выше чем в РФ. Вот такими результатами можно гордиться!!!
_________________________________________________________________________________
Вставка 2.
Из поздравления Министра Транспорта г-на М. Соколова:
«Уважаемые коллеги! Поздравляю Вас с профессиональным праздником - Днем работника гражданской авиации! В прошедшем году авиаторы вновь были на высоте. Нам удалось сохранить опережающие темпы развития и перевезти более 90 миллионов пассажиров. При этом основным драйвером впервые за 10 лет стали внутренние перевозки, их рост составил почти 18%... добавились рейсы в Крым...»
В Поздравлении Министра тоже звучит гордость за «опережающие» темпы развития и достижение уровня 1990 года - 90 млн пассажиров. Особо отмечен рост внутренних перевозок, который объясняется Крымом, перевозки в который были международными, а стали внутренними. Если же сравнивать внутренние перевозки 1990 года 65 млн пассажиров с 2014 годом – 40 млн пассажиров, то поздравлять особенно не с чем. Более точно было бы написать: «В прошедшем году авиаторы вновь были на той-жевысоте.» и отдельно поздравить с этим ветеранов «большого Аэрофлота».
__________________________________________________________________________________
Итак, потребовалось 23 года для восстановления общего объема пассажирских перевозок отрасли. Однако за это время так и не удалось восстановить объем перевозок на внутренних линиях. А также не удалось создать структуру федеральной сети авиалиний, которая обеспечивает в рыночных условиях перевозки с минимумом пересадок, минуя Москву, по сквозным тарифам.
Большой Аэрофлот.
Выделевшись в 1992 году в отдельную авиакомпанию, Аэрофлот вынуждено вышел на внутренний рынок, которым никогда ранее не занимался. Причина заключалась в конкуренции с вновь образовавшимися авиакомпаниями, которые стали активно выходить на международный рынок. Эти авиакомпании стали подпитывать пассажирами не рейсы Аэрофлота, а свои собственные рейсы. Поэтому Аэрофлот вынужден был заняться внутренним рынком.
_____________________________________________________________________
Тут можно сослаться на опыт американской PAN AM, которая в условиях государственного регулирования до 1978 года была исключительно международной авиакомпанией. PAN АM несколько раз пыталась объединиться с внутренними перевозчиками США, такими как Аmerican Airlines, Eastern Air Lines и TWA. Для этого PAN AM несколько раз использовала свои связи в Конгрессе, однако руководство отрасли в лице комитета САВ препятствовали этому и не допускали создания монопольного гиганта.
В 1978 году, при переходе отрасли на дерегулирование, PAN AM вынуждена была выйти на внутренний рынок. Причина была в том, что внутренние авиакомпании США стали интенсивно выходить на международный рынок и, соответственно, перестали подпитывать PAN AM. По сути у PAN AM подрезали корневую систему и она вынуждена была наращивать собственную. Так в 1989 году PAN AM пыталась слиться с Northwesst Airlines, которая обеспечила бы фидерную сеть в Нью-Йорке и Майями, но эту сделку не разрешили. Наконец, PAN AM заключила соглашения с 5 не большими региональными перевозчиками, которые стали развивать фидерную сеть под именем PAN AM EXPRESS. Однако уже было поздно и РАN AM не выдержав конкуренцию разорилась в 1991 году. Рынок PAN AM разобрали Delta, United и Lufthansa.
_______________________________________________________________________
Имея перед собой этот пример, Аэрофлот стал конкурировать на внутреннем рынке, в то время как внутренние перевозчики вышли на международный рынок. Цель начального позиционирования Аэрофлота на внутреннем рынке ограничивалась подпиткой своих международных линий пассажирами из регионов РФ.
Однако международный опыт показывает, что логика конкуренции на авиационном рынке вынуждают авиакомпании двигаться в направлении слияния и глобализации. И это понятно. Если какая-либо авиакомпания перестает развивать свой рынок, то она начинает уступать конкурентам. Все большие авиакомпании имеют программы лояльности, которые дают пассажирам бонусы за полеты. И это притягивает пассажиров к более глобальным перевозчикам, которые позволяют больше экономить на последующих полетах, так как покрывают более широкую сеть авиалиний. Эта неумолимая логика конкуренции заставляет авиакомпании развиваться и расширяться до размеров общенациональных. Именно эти тенденции привели к монополии 3-х глобальных авиакомпаний в США и в Китае. Дальнейшему слиянию авиакомпаний противостоит государство.
Именно такая тенденция поведения просматривается у Аэрофлота, который организовал «группу Аэрофлот» с несколькими хабами на территории страны. До недавнего времени Аэрофлот не был прототипом «большого Аэрофлота», интересы которого распространялись на всю территорию страны. Однако Аэрофлот вполне может поставить перед собой цель - воссоздать ЕАТС на всей территории страны и опять стать «большим»! Но для этого нужно серьезно усовершенствовать сеть магистральных авиалиний и обеспечить маршрутизацию потоков. Возможно для этого потребуется организовать еще 1-2 хаба.
«Большой Аэрофлот» – это НОСТАЛЬГИЯ по прошлому? Нет, скорее оптимистический ПРОГНОЗ на будущее !!!