Ассоциация ведущих авиакомпаний США, известная как Air Transport Association - АТА (Ассоциация воздушного транспорта Америки), 1-го декабря 2011 года провозгласила свое новое название «Airlines for America (A4A)», а также новый слоган и новое лого, которые лучше отражают жизненно важную роль авиаиндустрии США в мировой экономике. Новый слоган звучит как «We Connect the World» - «Мы соединяем Мир», а лого выглядит так:
Новый слоган – «Мы соединяем мир» подчеркивает цель авиаиндустрии - соединение экономики США с глобальным мировым рынком.
Новое лого из пяти соединенных самолетиков подчеркивает единство авиакомпаний Америки и их общую цель быть мировым лидером в обеспечении безопасности, обслуживании клиентов и ответственности за сохранение окружающей среды.
АТА была организована в 1936 году во время Великой депрессии в США, когда все старались выжить по одиночке или совместно. Основанная в Чикаго группой из 14 ведущих авиакомпаний, АТА была и остается единственной торговой Ассоциацией авиаиндустрии США, представляющей своих членов на высшем уровне руководителей авиакомпаний (principals). Смысл деятельности ассоциации в том, чтобы совместно решать общие проблемы, которые каждая авиакомпания в одиночку решить не может. АТА представляет интересы авиаиндустрии США при лоббировании в Конгрессе, Сенате, администрации Президента и в правительстве.
В течение всей 75 летней истории авиаиндустрия постоянно росла от малых авиакомпаний в 30-х годах до участников глобальной экономики в настоящее время. Авиакомпании - члены АТА перевозят более 90% пассажиров и грузов США, в день - более 2 млн пассажиров и 50 тыс т. грузов.
С момента своего основания, АТА играла важную роль в принятии решений, касающихся гражданской авиации страны, включая:
- создание в 1938 году CAB (Civil Aeronautics Board, Совет по гражданскому воздухоплаванию), который затем 40 лет руководил коммерческой деятельностью ГА США, включая расписание и тарифы,
- создание в 1945 году всемирного центра расписания и тарифов ATPCO,
- создание в 1956 году системы управления воздушным движением,
- принятие в 1978 году Закона о дерегулировании отрасли,
- создание в 1984 системы взаиморасчетов ARC,
- международное законодательство гражданской авиации.
Авиакомпании - члены А4А играют важную роль в формировании будущего развития воздушного транспорта США и всего мира. Мнение ассоциации признают в FAA (Federal Aviation Administration), Администрации Безопасности на Транспорте (Transportation Security Administration, TSA), Министерстве Транспорта (Department of Transportation), Министерстве Юстиции, Департаменте Национальной Безопасности (Department of Homeland Security), Департаменте Таможенной и пограничной службы (Customs and Border Protection), а также в прессе. A4A регулярно выступает от имени участников в Конгрессе США и законодательных собраниях штатов.
Совет директоров A4A состоит непосредственно из руководителей высшего уровня авиакомпаний – членов Ассоциации. Членами А4А в настоящее время являются 13 крупнейших пассажирских и грузовых авиакомпаний Америки: Alaska Airlines, American Airlines, Delta Airlines, Fedex, JetBlue Airways, Southwest Airlines, United Continental Holding, UPS Airlines, US Airways и другие. Имеется один ассоциированный член – Air Canada, а также разнообразные партнеры – Airbus, Boeing, Pratt & Whitney, Amadeus, ATR Aircraft, Bombardier Aircraft, IBM, Liberty Mutual Insurance, Priceline, SITA, Unisys, VISA и другие.
Последние 30 лет Ассоциация практически не менялась, однако в авиаиндустрии накопились серьезные проблемы, которые можно решать только совместными усилиями авиакомпаний. Для этого, по мнению авиакомпаний-членов, потребовалась радикальная «встряска» АТА.
Авиакомпании-учредители начали с того, что в январе 2011 года назначили нового Президента - Исполнительного директора (Chief Executive Officer) – Ника Калио (Nicholas Calio). Этот человек имеет огромный опыт работы во властных структурах Вашингтона. В 1998 году он был назван в десятке наиболее влиятельных лоббистов США. С 2001 года он был асистентом в администрации президента Дж. Буша по вопросам законодательства, работал с членами и лидерами Конгресса и Сената США. Был ответственен за формулирование стратегических законотворческих инициатив Белого Дома. Занимался согласованием глобальных проблем с федеральным правительством, а также вопросами международных отношений.
Последние годы Ник Калио успешно возглавлял банковскую группу лоббирования Citigroup, в самый тяжелый для банков период мирового финансового кризиса.
Glenn Tilton, бывший председатель Совета директров ATA и руководитель United Continental Holdings, сказал, что Калио имеет «лидерские навыки и репутацию честного руководителя по обе стороны от прохода (в смысле двух-партийной системы). Также тот факт, что он бывший помощник президента Буша, делают его уникально подходящим для руководства ATA».
Принятие Калио на должность руководителя АТА стало важной отправной точкой инициативы авиакомпаний по перестройке Ассоциации. «Мы нуждаемся в сильном лидере, который будет осуществлять стратегию развития и Ник сделает это для нас», сказал генеральный директор Southwest Airlines Гари Келли.
Калио не новичок, имеющий опыт работы в индустрии «во время пожара», сказал известный лоббист Джеймс Мэй, который до этого в течение 8 лет возглавлял АТА. Имеется ввиду опыт его работы в Citigroup во время мирового финансового кризиса.
Исполнительный директор крупнейшей авиакомпании Delta Richard Anderson, который в настоящее время возглавляет Совет директоров Ассоциации, заявил, что ей нужна реорганизация, сопоставимая с той, которую претерпела вся индустрия за последние 30 лет. Для этого следует значительно увеличить ее финансирование, привлечь новых людей, инструментарий и консультантов для решения поставленных задач и вывести А4А на достойное место среди аналогичных ассоциаций США.
По мнению политического журналиста в области лоббирования Анна Палмер (Anna Palmer), Ник Калио устроил в Ассоциации «капитальный ремонт». Началось с переименования ассоциации, создания нового слогана и нового логотипа. Но это была лишь внешняя косметическая сторона изменений, которая показала серьезность перестройки Ассоциации.
А4А, состоящая сейчас из 13 членов, имеет бюджет в 22 млн долларов в год, из которых 18 млн – это членские взносы. Асссоциация набрала высококлассных экспертов по широкому кругу проблем авиаиндустрии, предоставляет важные экспертизы и помощь авиакомпаниям по вопросам расходования топлива, использования аэропортов, технического обслуживания самолетов, внешней среды, обучения кадров, безопасности полетов, медицинских проблем, международных отношений. Ассоциация работает на аренах технической, юридической и политической экспертиз.
Первым шагом стала разработка собственного плана развития Ассоциации, которого раньше вообще не было. Цель этого плана – «ремонт» репутации АТА и установление новой репутации А4А. Далее реорганизация коснулась Устава и внутренних документов, кадровах замен и, наконец, была сформулирована новая инициатива по «Национальной политике авиаиндустрии США».
А4А в июле 2012 года подали в Сенат для рассмотрения проект новой «National Airline Policy» для поддержки американских авиакомпаний конкурентными, относительно иностранных перевозчиков, достижению устойчивой прибыли и прибавлению высококвалифицированных рабочих мест в отрасли. Сегодня американские авиакомпании обеспечивают более 10 млн хорошо оплачивамых рабочих мест в США и 1 трлн долларов в экономике США в год, что составляет 5% от ВВП США. На каждые 100 рабочих мест непосредственно в авиакомпаниях приходится 360 рабочих мест в связанных отраслях поддержки.
В новой «Нициональной Политике» зафиксировано, что в течение многих лет американские авиакомпании перегружены налогами, что делает очень трудным для авиакомпаний США оставаться прибыльными и конкурировать на мировом рынке.
Президент Ассоциации также отметил, что авиаиндустрия США сталкивается с реальной опасностью, когда американские авиакомпании подпитывают иностранные авиакомпании фидерными перевозками, обеспечивают их как бы шлюзами в США, вместо того, чтобы самим выполнять перевозки на самых прибыльных международных маршрутах.
Если авиаиндустрия США будет продолжать терять позиции на международном рынке перевозок относительно иностранных конкурентов, это вызовет потери для всей экономики страны. Авиакомпании США уже сократили провозные способности на некоторых международных рынках – а это наиболее прибыльная часть бизнеса, которая субсидирует внутренние отечественные маршруты, в частности, региональные и местные перевозки для небольших населенных пунктов.
Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными и вести дальнейший экономический рост, A4A отмечает необходимость выработки новой государственной политики в интересах отечественных авиакомпаний, которая будет иметь пять основных направлений:
- Противодействие росту налогового бремени,
- Снижение уровня регулирования в отрасли,
- Расширение доступа американских авиакомпаний к глобальным рынкам,
- Привлечение инвестиций в авиаиндустрию,
- Ускорение реализации глобального проекта спутниковой системы УВД (NextGen).
Так как США конкурирует за новые развивающиеся рынки и увеличение экспорта, авиакомпании будут занимать еще большую роль для поддержки развития страны. Для этого А4А планирует активно работать с администрацией Президента и Конгрессом для создания налоговых условий и нормативно-правовой среды, которые позволят авиакомпаниям США обеспечить необходимый уровень сервиса для глобальной конкуренции. Основная цель A4A заключается в стимулировании предпринимательства и регуляторной среды, которая обеспечивает безопасность воздушного транспорта и позволяет авиакомпаниям США стимулировать экономический рост на местном, национальном и международном уровне. Коммерческая авиация превратилась в один из важнейших условий роста валового внутреннего продукта США.
В последние годы ATA предпринимала усилия по противодействию новым правилам обслуживания пассажиров, предложенных Департаментом Транспорта и Департаментом Национальной Безопасности. Авиаиндустрии было трудно справиться с возмущением общественности по поводу новых процедур досмотра пассажиров, осуществляемых Департаментом Национальной Безопасности.
Важное направление активности А4А – это продвижение глобального проекта NextGen по разработке и созданию новой спутниковой системы УВД на основе спутниковой системы GPS. Новая система УВД NextGen приведет к принципиальной перестройке и модернизации всей системы УВД в США. Действующая наземная система УВД на основе сети радиолокаторов на территории США, которая создавалась с 1956 года, будет полностью заменена к 2025 году. В результате этого преобразования самолеты будут летать по кратчайшим маршрутам, более плотными эшелонами, что приведет к сокращению времени перелетов и экономии топлива, уменьшению задержек трафика в небе и в аэропортах, увеличению пропускной способности УВД, сокращению в разы времени руления в аэропортах. Уже к 2018 году проект NextGen позволит снизить потребление авиационного топлива на 1,4 млрд. галлонов, сократить выбросы на 14 млн. тонн и сэкономить 23 млрд. долларов затрат.
Приоритетным направлением активности А4А являются также работы по экономии топлива, сокращению выбросов в атмосферу, развитию альтернативных видов топлива.
Таким образом, обновленная А4А разворачивает активную работу по всем пяти вновь объявленным направлениям. Важно, что Ассоциация не только выступает как коллективный орган, но и каждый из ее членов должен активно выступать в качестве образца для других авиакомпаний в вопросах безопасности, обслуживания клиентов и экологической ответственности, а также для развития экономики страны и обеспечения ее глобальной конкурентоспособности. Новое название А4А «Авиакомпании для Америки» подчеркивает миссию по отстаиванию интересов американской авиаиндустрии в США и в мире.
Алевтин Фрайман
Global Aviation Services